Пасха — самый большой и светлый христианский праздник, поэтому неудивительно, что многие художники в своем творчестве хотя бы раз касались пасхальной темы. Особое место в ней отведено описанию пасхального стола и подготовки к праздничному застолью.
Живописное полотно Александра Маковского «Пасхальный стол» (1916 год) демонстрирует во всём великолепии традиции пасхального стола начала ХХ столетия и позволяет прочувствовать торжественность и важность этого праздника для каждого человека своего времени.
Пасхи и куличи — это, наряду с яйцами, чуть ли не главные символы праздника. Считается, что его прообразом куличей стал артос — хлеб, который освящается и в первый день великого торжества кладется в церкви на аналой.
А куличи и пасхи означают, что в доме, где они стоят на столе, всегда открыты двери для Иисуса. Яйцо — один древнейших символов зарождающейся и вечно обновляющейся жизни, а также воскресения Христа.
Глядя на эту картину, вспоминается стихотворение Игоря Северянина:
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-весёлою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.
И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмолённою пахло доскою.
Из-за вымытых к празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.
Было сладко для чрева и духа
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши…
Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьёзность…
Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России